Убедившись, что ребенок живет в тяжелых условиях, педагог должен:
- Объяснить родителям, что из-за их конфликтов в первую очередь страдает их ребенок, что приведет к психическим аномалиям.
- Если не удается образумить родителей, создающих своему ребенку психотравмирующую обстановку, способную изуродовать его душу нужно изолировать ребенка от подобных родителей, поместить его в интернат, в санаторий, посоветовать передать на время другим родственникам вариантов много, и в каждом конкретном случае оптимальный из них будет сугубо индивидуальным.
- Если у ребенка уже появились психические аномалии, на почве семейных разговоров его следует проконсультировать у специалиста. А он потом сам решит, что сделать.
Дефекты воспитания это и есть первейший, главнейший показатель неблагополучной семьи ни материальные, ни бытовые, ни престижные показатели не характеризуют степень благополучия или неблагополучия семьи – только отношения к ребенку.
Всем хорошо известны последствия жизни и воспитания в неблагополучной семье:
- Детская безнадзорность и беспризорность
- Побеги из дома
- Половая распущенность
- Правонарушения и преступная деятельность
- Алкоголизм
- Наркомания и токсикомания.
Работу с такими детьми нужно вести дифференцированно. Для удобства этой работы можно выделить три группы семьи:
- Семьи с безответственным отношением к воспитанию детей, где положение осложняется аморальным поведением и образом жизни родителей.
- Семьи с низкой педагогической культурой родителей, где допускаются ошибки в выборе средств, методов и форм работы с детьми, где родители не могут установить правильный стиль и тон взаимоотношений с детьми.
- Семьи, в которых допускаются безнадзорность детей по разным причинам: разлад в семье, занятость родителей личными переживаниями, длительные командировки, занятость родителей работой или общественной деятельностью.
БЕСЕДА УЧИТЕЛЯ
С РОДИТЕЛЯМИ РЕБЕНКА ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬИ
План беседы:
- Что я хорошего могу сказать о подростке? (с целью психологического расположения к себе родителей, привлечение их в союзники)
- Что меня беспокоит в нем? (то самое, что является предметом вызова родителей в школу, прихода к ним домой, обсуждения на родительских собраниях)
- Каковы, по вашему общему мнению причины, этого отрицательного явления, факта? (это вызывает на откровенность, а значит, позволит выявить истинные причины)
- Какие меры следует предпринять и со стороны родителей, и со стороны школы? (выработка общей стратегии и тактики воспитания и перевоспитания)
- Каких общих требований, общих принципов перехода к ребенку следует придерживаться, чтобы меры были эффективными? (в этой ситуации родители откровенно становятся на сторону учителя и активно ему помогают)
Задача всего педагогического коллектива, работающих с подростками из неблагоприятных семей, сформировать внутреннюю устойчивость личности, критическое восприятие отрицательных факторов.
СИСТЕМА ПРИНЦИПОВ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
- Дети должны расти и воспитываться в атмосфере доброжелательности, любви и счастье.
- Родители должны понять и принять своего ребенка таким, каков он есть и способствовать развитию.
- Воспитательные воздействия должны строиться с учетом возрастных, половых, индивидуальных особенностей.
- Диагностическое единство искреннего, глубокого уважения к личности и высокой требовательности к ней должно быть положено в основу системы семейного воспитания.
- Личность самих родителей идеальная модель для подражания детей.
- Воспитание должно строиться с опорой на положительное в растущем человеке.
- Все виды деятельности, организуемые в семье с целью развития ребенка, должны быть построены на игре.
- Оптимизм и мажор – основа стиля и тона общения с детьми в семье.
|